(Филиппович Василий Константинович; 6.08.1904, Киев - 2.07.1971, Буэнос-Айрес), архиеп. Чилийский и Перуанский РПЦЗ. Из семьи служащего Киевской губернской контрольной палаты. В 1911-1913 гг. учился в Киевском городском уч-ще. В 1913 г. переехал с семьей в Екатеринослав. Был певчим («исполатчиком») в архиерейском хоре, организованном Екатеринославским еп. Агапитом (Вишневским). В 1915 г. поступил во 2-й класс Екатеринославского ДУ. В 1917 г. вернулся с семьей в Киев. Посещал занятия в Киево-Софийском ДУ. 7 февр. 1923 г. поступил на испытание, а в апр. был принят послушником в Киево-Печерскую лавру. Между июнем и нояб. того же года ездил в Марийскую автономную обл. для передачи помощи ссыльному духовенству. 5 нояб. 1923 г. посвящен во чтеца своим духовным отцом архиеп. Димитрием (впосл. схиархиеп. Антоний (Абашидзе)). В 1923-1924 гг. посещал занятия в Киевской православной богословской академии, частном высшем учебном заведении, организованном профессурой закрытой КДА. С 15 дек. 1924 г. нес послушание келейника архим. Ермогена (Голубева; впосл. архиепископ). 21 авг. 1927 г. им пострижен в монашество с именем Леонтий в Китаевском киевском во имя Святой Троицы мужском монастыре, где жила часть изгнанной в 1924 г. братии Киево-Печерской лавры. Восприемником в постриге был схиархиеп. Антоний. 23 сент. 1927 г. Л. был откомандирован в Ленинград на лаврское подворье, где нес клиросное послушание. Учился на Высших богословских курсах, участвовал в деятельности Александро-Невского братства. 19 авг. 1928 г. рукоположен в Киеве во диакона Каневским архиеп. Василием (Богдашевским). В 1930 г. Л. был выслан ОГПУ из Ленинграда и возвратился в Киев, где 18 мая того же года рукоположен архиеп. Василием во иерея и с июня того же года служил в Китаевском мон-ре. Л. был одним из келейников схиархиеп. Антония, по его поручению осенью 1930 г. ездил в Грузию для встречи с иерархами Грузинской Православной Церкви. Весной 1931 г. Л. был назначен 2-м священником киевской Покровской ц. на Приорке. 5 мая 1932 г. арестован киевским ОГПУ по обвинению в антисоветской агитации, освобожден после 4-месячного заключения. С 13 марта 1933 г. вновь находился под арестом по делу схиархиеп. Антония. Обвинялся в «причастности к Киевскому контрреволюционному образованию, имевшему связь с церковными группами на Кавказе». 23 июля особым следственным совещанием при Коллегии ГПУ УССР осужден на 3 года ссылки в Северный край, но затем отправлен на работу в каменоломни в Коростене. 6 окт. того же года освобожден медкомиссией по инвалидности.
18 мая 1934 г. возведен Киевским архиеп. Сергием (Гришиным) в сан игумена с возложением палицы. Под рук. прот. П. Я. Светлова Л. написал работу «Жития святых, как материал для христианской апологетики», за к-рую указом Московской Патриархии от 29 нояб. 1934 г. ему была присуждена степень кандидата богословия. 9 июля 1935 г. экзархом Украины Киевским митр. сщмч. Константином (Дьяковым) по указу заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси) Л. был возведен в сан архимандрита. 12 июля того же года выслан НКВД из Киева. С 1937 г. скрывался от властей, жил в Переяславе, Киеве и Житомире.
Во время Великой Отечественной войны после занятия Украины нем. войсками вошел в состав Украинской Православной Автономной Церкви, сохранявшей каноническую связь с Московским Патриархатом. 26 нояб. 1941 г. Л. был хиротонисан во епископа Бердичевского. Хиротонию в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре возглавлял экзарх Украины Волынский архиеп. Алексий (Громадский; впосл. митрополит). Л. стал 1-м викарием архиеп. Алексия. 7 мая 1942 г. был назначен управляющим Винницкой епархией. После смерти в 1943 г. митр. Алексия к Л. перешло управление Житомирской епархией. За время служения там Л. рукоположил свыше 100 священников, к лету 1943 г. епархия насчитывала ок. 300 приходов. Был открыт муж. мон-рь, 2 жен. мон-ря и 2 жен. скита. В нояб. 1943 г., перед тем как нем. армия оставила Житомир, Л. вместе с иеродиак. Вениамином (Вознюком) выехал в Варшаву. С июля 1944 г. жил в Вене, затем в Мюнхене.
16 мая 1944 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял Л. в свою юрисдикцию и 7 авг. того же года назначил епископом Потсдамским, викарием Берлинского и Германского митр. Серафима (Ляде). Л. не приступил к служению в силу непризнания им архиерейской хиротонии митр. Серафима. 4 сент. Архиерейский Синод РПЦЗ постановил отменить назначение Л. викарным еп. Германской епархии ввиду того, в частности, «что Преосвященный Леонтий не получил канонического отпуска от епископов Украинской Автономной Церкви». 6 сент. 1945 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял Л. в состав епископата РПЦЗ вместе с другими архиереями Украинской Автономной Церкви.
7 сент. 1945 г. Архиерейский Синод РПЦЗ учредил в Бразильской и Сан-Паульской епархии Парагвайское вик-ство, возглавлять к-рое был назначен Л. в помощь правящему архиеп. Феодосию (Самойловичу). В нач. 1947 г. Л. прибыл в Парагвай. В сел. Капитан-Миранда, примерно в 12 км от г. Энкарнасьон, им было создано иноческое братство во имя прп. Феодора Студита, в к-рое входили 5 чел., в их числе буд. Эдмонтонский еп. РПЦЗ Савва (Сарашевич). Здесь братией был воздвигнут храм во имя архистратига Михаила. 29 апр. 1947 г. в ответ на прошения от 41 прихожанина из Буэнос-Айреса Архиерейский Синод поручил Л. создание мон-ря в Аргентине. Однако на заседании 15 июля того же года это послушание было снято с Л. ввиду невозможности длительных отлучек из вверенного ему вик-ства. Из-за конфликтов с архиеп. Феодосием 23 июля 1949 г. Л. написал в Архиерейский Синод заявление о своем выходе из его подчинения. 24 июля того же года Л. сослужил в Буэнос-Айресе протопр. Константину Изразцову и был принят в состав Североамериканской православной митрополии (см. ст. Православная Церковь в Америке) с титулом «епископ Аргентино-Парагвайский». 10 авг. 1949 г. Л. был запрещен в священнослужении Архиерейским Синодом РПЦЗ и 16 авг. отдан под церковный суд. 7 сент. в письме первоиерарху РПЦЗ митр. Анастасию (Грибановскому) Л. выразил свое раскаяние и желание вернуться в РПЦЗ. 14 сент. Архиерейским Синодом запрещение было снято, а 22 дек. судебное дело против Л. прекращено. Парагвайское викариатство было выделено в самостоятельную епархию под упр. Л. Условия жизни в Парагвае были тяжелые, местные жители не были расположены к Л. На заседании 2 марта 1950 г. Архиерейский Синод удовлетворил ходатайство Л. об освобождении его от управления Парагвайской епархией с переводом на новое место служения и назначил его епископом Эдмонтонским и Западноканадским, викарием Канадской епархии, а занимавший Эдмонтонскую епархию архиеп. Иоасаф (Скородумов) был назначен в Аргентину. Из-за сложности оформления необходимых для переезда документов и нестабильного политического положения прибыть к назначенному месту служения Л. не смог. 8 мая 1950 г. Архиерейский Синод отклонил прошение Л. о выходе за штат. В 1951 г. Л. переехал из Парагвая в Аргентину.
21 окт. 1953 г. Архиерейский Собор РПЦЗ назначил Л. епископом учрежденной Чилийской и Перуанской епархии. В нач. 1954 г. Л. прибыл в Чили. 16 окт. 1955 г. в Лиме был освящен Свято-Троицкий храм. Однако в результате происшедшего в приходе конфликта храм в 1958 (по др. данным, в 1963) г. перешел в введение Североамериканской митрополии. В 1957 г. Л. освятил участок для русского православного кладбища в пригороде Сантьяго Пуэнте-Альто. 23 авг. 1957 г. Архиерейский Синод РПЦЗ возвел Л. в сан архиепископа. В 1958 г. по приглашению Л. в Чили из Иерусалима переехали 5 монахинь Горненского монастыря, и в Сантьяго был создан мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. Монахини окормляли детский приют. К 1959 г. в епархии имелись 2 приходские церкви, приписная и домовая, школа при Русском Доме, в к-рой было 25 учеников. Существовали общины в Кинтеро, Консепсьоне, Винья-дель-Мар, Вальпараисо. К 1967 г. в епархии насчитывалось ок. 400 прихожан.
Л. активно поддерживал старостильническое движение в Греции - оппозицию офиц. руководству Элладской Православной Церкви, несогласную с переходом на новый календарный стиль. В мае 1962 г. вопреки постановлению Архиерейского Собора РПЦЗ от 5 нояб. 1959 г. о невмешательстве во внутренние дела Греческой Церкви Л. совершил в Греции вместе со старостильным еп. Акакием (Паппасом) архиерейские хиротонии архимандритов Парфения (Скурлиса), Авксентия (Патраса) и Хризостома (Наслимиса). 30 нояб. 1962 г. на Архиерейском Соборе Л. для оправдания своих действий сослался на пример катакомбной Церкви в СССР и нашел поддержку Западноамериканского и Сан-Францисского архиеп. свт. Иоанна (Максимовича). Руководство РПЦЗ первоначально отказалось признавать эти хиротонии, но в 1969 г. признало их действительными. В 1963 г. Л. прибыл в Сан-Франциско, чтобы помочь глубокопочитаемому им архиеп. Иоанну и выступить на судебном процессе в его защиту. В 1966 г. участвовал в отпевании архиеп. Иоанна.
30 мая 1967 г. Архиерейский Собор РПЦЗ принял решение о соединении Бразильской и Чилийско-Перуанской епархий и назначении Л. заместителем архиеп. Феодосия. 5 сент. 1969 г. решением Архиерейского Синода приходы в Аргентине, Парагвае, Уругвае, Чили и Перу были объединены в одну епархию. В 1969 г. Л. переехал в Буэнос-Айрес.
Л. сочувствовал катакомбной Церкви в СССР. С 1968 г. вел переписку с Ф. И. Журбенко (впосл. архиеп. Лазарь, глава неканонической Русской Истинно православной Церкви). Л. вместе с рядом архиереев РПЦЗ стоял на позиции акривии в отношении применения церковных правил, в частности отказывался принимать пожертвования от Всемирного Совета Церквей. Занимался миссионерской деятельностью, познакомил с Православием Хосе Муньоса, ставшего впосл. хранителем монреальской Иверской мироточивой иконы, способствовал переводу на испанский язык правосл. богослужебных текстов.
Л. похоронен на рус. кладбище близ Сантьяго в Чили.